Ваш город:

Экзамен по стандартам WSI: ожидания VS реальность

6 дек. 2020 г.
0
1265

Введение новых стандартов WSI направлено на максимальное сокращение сроков поиска рабочего места для молодого специалиста. О связке профессионального обучения и производства, которая сблизит мечту и реальность, ведутся разговоры давно, и кое-что в этом направлении уже сделано.

Экзамен по стандартам WSI: ожидания VS реальность

Несомненно, знание – сила! Но, когда выпускник колледжа показывает работодателю диплом, у последнего не возникает абсолютной уверенности, что перед ним – профессионал, готовый с полной самоотдачей трудится на производстве, без подсказок и ошибок. Идеальный молодой специалист, с опытом работы, прямо с учебной скамьи, без производственного опыта – фантасмагория.

Предлагаем сегодня обсудить, насколько стандарты WSI способны улучшить ситуацию, а работодатели серьезно заинтересованы в квалифицированных кадрах.

Внедрение WS: новые цели СПО

Идея внедрения WSI в систему СПО родилась еще в 1946 году. И на сегодняшний день «Олимпиада рабочих рук» уже охватывает молодых специалистов из 76 стран. Россия стала официальным членом WSI в 2012 году.

Кроме участия в международных чемпионатах, со свойственным спортивным азартом и поднятием престижа государства, состязание профессионалов дает новые социальные ориентиры молодым – например:

  • Чтобы сделать успешную карьеру, не обязательно сразу стремиться в ВУЗ за дипломом, и что практический опыт – хорошая база для обретения фундаментальных знаний и дальнейших научных исследований;
  • Поднятие престижа рабочих профессий, уважения к мастерам своего дела;
  • Чемпионат и стандарты WSI – возможность для самосовершенствования, личностного роста, осознания своей роли в обществе, экономическом развитии государства.

Однако обновление стандартов WS в нашей стране «идет неторопливым шагом», по ряду объективных причин. Достаточно вспомнить, что в недавнем прошлом существовала потребность в увеличении числа специалистов с высшим образованием: инженеров, технологов, юристов и т.д. В обществе, едва преодолевшем в первой половине ХХ века порог всеобщей безграмотности, сформировались стереотипы, давшие толчок преуменьшению роли рабочих профессий. Появилась «мода на инженерные профессии». Родители нерадивых учеников в 70-х годах повторяли: «Будешь плохо учиться, пойдешь в ПТУ». В противовес «устрашению», так же настойчиво «вбивали», что старание в учебе, это – высшее образование, карьера инженера или руководителя, уважение в обществе.

Хаотичному тиражированию специалистов способствовал тот самый спрос на получение «платных дипломов», ради статуса. В результате из одного потока выпускались просто дипломированные специалисты и настоящие мастера своего дела. И те, и другие начинали самостоятельный поиск рабочего места, в условиях, когда многие отрасли находились на грани выживания.

Самая большая проблема сегодняшних молодых специалистов – трудоустройство. Система распределения кадров после получения специального образования была полностью разрушена во времена перехода социалистической экономики на капиталистические рельсы. Причиной послужила не только стагнация и глобальный кризис, но и падение престижа рабочих профессий, как следствие неправильных подходов в стимулировании к учебе.

Сегодня, несмотря на передовые технологии, заменившие тяжелый физический труд, возросла потребность в специалистах среднего звена для тех отраслей, где роботы и компьютерные программы не могут заменить человека. Краснодеревщик, мастер-столяр, кузнец, повар-кондитер, кружевница – целый ряд самобытных профессий «с историей», больше относящихся к народным промыслам, прикладному искусству, нуждаются в молодых кадрах для сохранения культурного наследия. Ряд новых, современных профессий также развивается, благодаря креативному мышлению и умелым рукам молодых мастеров: мехатроника, сварочные технологии, парикмахерское искусство, веб-дизайн, системное администрирование и ряд других профессиональных направлений.

Как оказалось, в некоторых отраслях образовался явный дефицит специалистов среднего звена в техническом направлении, а все ниши «престижных направлений» переполнены. Минтруд прогнозирует сложности в трудоустройстве менеджеров, экономистов, финансистов в обозримом будущем. Среди дефицитных профессий лидируют IT-специалисты, аналитики, программисты. Причем, работодатели предпочитают набирать людей с базовыми навыками, а затем, в виде системы поощрения, обеспечивать им карьерный рост.

Высокая конкуренция доказала, что счастье – не в дипломе, а в опыте и мастерстве. Соответствие требований системы СПО международным стандартам поднимает на порядок и уровень образовательных программ, что позволяет выпускать на рынок труда принципиально новое поколение профессионалов. Чемпионаты WorldSkills International – cвоего рода, ориентир, площадка для обмена опытом учащихся и преподавателей, чтобы понять, как и в каком направлении надо расти.

Материализация идеи: реальное положение дел и перспективы

До момента первого участия России в чемпионате WSI прошло более полувека. «Долго запрягали» по объективным причинам: послевоенная разруха, период холодной войны, перестройка и перезагрузка. XXI век оставил позади глобальные препятствия, система образования начала возрождаться. Развитие пошло стремительными темпами. В рамках Национального проекта «Образование» на реализацию проекта «Молодые профессионалы» выделено более 156 млрд. рублей, которые необходимо освоить до конца 2024 года.

В этом году выпускники колледжей уже сдали экзамены по стандартам WSI. Сейчас в стране более 3,5 тысяч учреждений СПО, готовящих строителей, поваров-кондитеров, мастеров маникюра и причесок, IT-специалистов и программистов, специалистов в области изобразительного и прикладного искусства, токарей, автомехаников, других востребованных профессий. Кроме дипломных работ (теории), выпускники сдают демонстрационный экзамен. Это – практическая аттестация, которую вместе с преподавателями могут оценить и будущие работодатели. По каждой из существующих компетенций в колледжах созданы производственные мастерские.

К концу 2024 года их будет 5000, а пока заработало 1,5 тысячи, но это – серьезное преобразование системы СПО: молодые профессионалы демонстрируют уровень мастерства в условиях, приближенных к производственным, на оборудовании, с которым завтра придется работать, а не знакомиться впервые. Достоинства практической аттестации – единые стандарты на всей территории РФ.

По итогам каждый выпускник получает диплом, необходимый для дальнейшей учебы в ВУЗе, и Skills-паспорт – уровень квалификации: вместе с резюме документы загружаются в базу, к которой имеют доступ все предприятия, включая главный регулятор рынка рабочей силы – Минтруда. К резюме можно добавить видеозапись демонстрационного экзамена, чтобы не рассказывать о себе, а продемонстрировать свою работу. Ну, а участие в чемпионате – высшая степень признания, стимул для профессионального роста, возможности, перспективы.

Правда, как в любом новом деле, остаются вопросы, требующие дополнительной проработки. Например, необходимо изменить мотивацию в учебе относительно профориентации школьников, прививать интерес и уважение к каждой профессии. Не помешает и согласованность в планировании Минтруда, Минобразования и ведущих предприятий, чтобы рациональнее использовать трудовые ресурсы.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
547
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
894
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1310
Оставить свой комментарий

Ваш город: