В предновогодние дни все строят планы на долгие выходные. Кому-то предстоит обычная работа по скользящему графику, а кто-то собирается «залечь на диван», чтобы отоспаться. А чем будут заняты дети, чьи родители будут заняты работой или собой?
Понятно, что школа, даже в условиях самоизоляции, наверняка будет организовывать досуг для детворы. Однако Новый год и Рождество всегда считались традиционными семейными праздниками, в ходе которых взрослые вместе с детьми проводят время, веселятся и развлекаются. Кроме того, детям в это время просто хочется сменить обстановку, хотя бы на каникулах отдохнуть от классного руководителя, внеклассных мероприятий и т.д.
В новогодние праздники люди строят новые планы и загадывают желания. Время, когда вся семья надолго собирается вместе, идеально подходит для укрепления семейных связей. Если родители не забыли, как были детьми, что им нравилось или не нравилось в детстве, о чем мечтали во время «командировки к бабушке на все каникулы», то самое время подумать о совместном досуге и, заодно, о новом этапе развития отношений с собственными детьми.
Семейный воспитательный план: нескучные каникулы
Конечно, планы воспитательных мероприятий принято составлять только в школе, а потом отчитываться об их исполнении. В семье такие вещи не принято систематизировать и записывать, что вполне понятно и приемлемо. Но родителям не помешало бы принять к сведению, что каждое «воспитательное мероприятие» имеет определенную цель, и такой подход полезен и в семейном воспитании, как в любом деле необходим прогнозируемый результат.
В новогодние дни все усилия семьи традиционно направлены на планирование/организацию совместного отдыха и создание атмосферы праздника. Кроме развлекательных игр с детьми в «Мафию» или «Монополию», совместное собирание конструкторов, занятий музыкой или спортом, и другими любимыми увлечениями, нужно всякий раз задумываться, какова конечная цель конкретного времяпрепровождения:
- «лишь бы скоротать время» и занять детей чем-то полезным,
- «чтобы не мешали» или развить глубокий интерес к какому-то определенному виду деятельности, который будет полезен для ребенку как в будущем, так и в плане расширения кругозора в целом.
Что можно предложить ребенку и на какие темы можно с ним поговорить в ходе предпраздничной подготовки и на зимних каникулах после праздников?
- Дети должны не только получать подарки на новогодние праздники, но и дарить их; помогите подготовить самодельные подарки для бабушек и дедушек, братьев и сестер, одиноких стариков-соседей – уроки внимания и доброты «прорастут» в отношении к родителям, в старости;
- Придумайте и включите в праздничное меню блюдо, которое ребенок сможет приготовить самостоятельно – детям приятно, когда им доверяют «настоящие взрослые дела», вдвойне приятно, когда хвалят и благодарят за помощь; малышам можно предложить накрыть праздничный стол вместе;
- Семейное застолье не должно быть единственным и главным атрибутом праздника: детям полезно узнать, что люди собираются за столом не только ради еды и тостов, но и для интересного, приятного общения; здесь уместны семейные конкурсы, сюрпризы, рассказы-воспоминания старших о самой запомнившейся встрече Нового года, о том, как и когда появилась нынешняя традиция встречи Нового года и Рождества и т.д.;
- Во время совместных игр, прогулок, посещения катков или новогодних представлений в цирке и театре, желательно не просто сопровождать детей, а общаться с ними, проявлять искренний интерес к их увлечениям; полезно проводить сравнения с развлечениями из своего детства, откровенно делиться пережитыми эмоциями;
- На каникулах можно даже подтянуть математику, но сначала подвести ребенка к тому, чтобы он сам рассказал о своих проблемах и попросил помощи, а не принуждать к занятиям, когда остальные члены семьи идут в парк или в кино; кстати, к изучению химии или физике легко вызвать интерес на конкретных бытовых примерах;
- С Нового года принято начинать новые дела. Самое время приступить к изучению иностранного языка, спортивным занятиям и т.д.; дети с удовольствием откликнутся на предложение о совместных уроках, будут азартно соревноваться с мамой и папой, или помогать старшим в новом деле – главное, чтобы родители не оставили занятия после каникул и соревновались по-честному.
У каждой семьи найдутся свои общие интересы, и не обязательно следовать чьим-то рекомендациям, подражать соседям и знакомым. Одинаковых людей и семей не бывает, но «магия новогодних праздников» – общая, для всех. Это лучшее время для начинаний, размышлений о будущем, возможность в спокойной обстановке, не спеша, уделить время детям – самому дорогому и важному в жизни.
«Азбука» сближения
Сложное время, напряженный график работы, бытовые проблемы – факторы стресса, не располагающие в будни к доверительному и теплому общению с детьми в тесном семейном кругу. Другая причина недопонимания между родителями и детьми – стереотип авторитарного воспитания: родители старше, а потому знают больше, и в целях экономии времени и подходящих слов для объяснения (почему надо делать так, а не иначе), требуют от детей беспрекословного подчинения. Картина, знакомая многим, и это – тупик во взаимоотношениях с детьми. Из этого тупика по инерции снова возникают стрессовые ситуации, проецирующиеся на рабочее время, когда необходимо сконцентрировать внимание на профессиональной деятельности.
В народе говорят: умнее тот, кто старше. Взрослые, обладая знаниями и жизненным опытом, конечно, только из лучших побуждений и любви к детям, часто позволяют себе управлять им с высоты своего опыта, отдавать безапелляционные распоряжения, не оставляя ни малейшего шанса для возражений.
Ребенку, который зависит от своих родителей, остается только беспрекословно подчиняться им. И если в школе безаппеляционные требования со стороны взрослых дети воспринимают как должное (учитель – посторонний человек, и ребенок находится в равных условиях с остальными детьми, изучая модель общественного поведения), то такой же метод воспитания в семье воспринимается очень болезненно. Ведь, ребенок любит родителей без условий, и поэтому нуждается в теплой семейной атмосфере безграничного доверия и внимания. В это же время родителям кажется, что купленная новая игрушка, гаджет, или какие-то другие материальные вещи, о которых ребенок мечтал и желал получить, в полной мере демонстрируют родительское внимание, любовь и заботу.
Важно понимать, что ребенок – равноправный член семьи. И даже если от его решения ничего не зависит, то его мнение должно быть, по крайней мере, выслушано. Если ничего из его пожеланий нельзя воплотить в жизнь, то ребенок имеет право услышать исчерпывающее объяснение, почему нельзя или не получается исполнить его желание. Категорически недопустимо вопрос «почему?» оставлять без ответа, и уже тем более в грубой форме удалять ребенка с семейного совета. Становление личности, понимание, что такое взаимоуважение и чувство собственного достоинства, начинается в семье. С этим «багажом» дети приходят в детский сад и школу, продолжают оттачивать опыт социализации.
Психологическая помощь нужна только тем семьям, в которых люди не умеют слышать самых дорогих и близких. Чтобы преодолеть искушение «давить авторитетом» на ребенка и пользоваться в общении своим явным преимуществом, нужно чаще вспоминать свое детство с теми переживаниями, когда взрослые считали тебя маленьким и глупым, и представлять себя на его месте.
Источники изображений: k1news.ru, zen.yandex.ru, newvz.ru